“Прогрессивные подходы к развитию человеческого потенциала”

Первый ежегодный международный научно-практический форсайт-форум “Прогрессивные подходы к развитию человеческого потенциала” прошел 9 апреля в Москве. Педагоги и специалисты в области управления образованием обсудили форматы образования для развития ресурсов личности в современных условиях, а также поделились опытом участия в проектах “Школы прогрессивного мышления” и “Мосты успеха”. 

Форсайт – сессия, форсайт-форум – это не просто слова иностранного происхождения. За ними скрыт целый пласт огромной и кропотливой работы ученых, педагогов и специалистов управления образования. Каждый участник системы должен быть вовлечен в процесс, который преследует одну единственную цель – повысить качество образования, сделать его более эффективным, доступным и интересным.

Форсайт-форум конкретизирует проектные идеи национального проекта «Образование», определяет ключевые ориентиры развития этой сферы, основные модели проектного управления.

Не редко мы слышим такое выражение: «Нужно возвращаться к советскому образованию». Но, увы, оно не соответствует современным реалиям. Современный мир меняется очень быстрыми темпами. С ним меняются и люди. И современная школа обязана учитывать запросы и потребности социума.

Профессор, главный научный сотрудник Института психологии РАН Марина Холодная выразила мнение, что современное положение дел в сфере образования требует серьезных контррешений. Подобные площадки позволяют выявить не только проблемы, но и найти пути их решения, опираясь на опыт научного сообщества и коллег.

Внедрение инновационных образовательных проектов невозможно без научно-методического руководства и сопровождения. Поэтому в работе форсайт-форума приняли участие доктора педагогических и психологических наук, ученые и научные работники Высшей школы (РАНХиГС, МГУ, Института психологии РАН, Московского Государственного университета).

Марина Холодная провела анализ на содержание учебников. В первую очередь учащиеся обращаются к ним в поисках решений поставленной задачи. В частности, она привела примеры содержания учебной литературы. В одном примере – материал подан, как справочный, во втором – материал более обширный, с иллюстрациями и примерами. Именно второй вариант более понятен и усваивается лучше учеником. Но, к сожалению, не во всех учебниках можно найти такую структуру.

Докторанты представили конкретные исследования образовательной палитры, которые лежат в основе процессов запуска прогрессивного мышления учителя и ученика для дальнейшего развития качества образования.

Современная сфера образования базируется на морально-ценностной платформе, которая выражена тремя векторами:

Н – научные основания;

П – прогрессивное мышление;

Д- дивергентный подход.

Как мыслить прогрессивно? Как развивать личность ребенка прогрессивного мышления? Именно эти вопросы стали центральными в обсуждении педагогической общественности форума.

Профессор, кандидат психологических наук Витольд Ясвин провел анализ потенциала развития личности в классических педагогических системах. На основе этих данных преподаватель может четко определить какой ученик находится перед ним, какие у него качества и способности. Также анализ позволяет правильно выстроить работу с обучающимися для достижения намеченных целей.

Молодое поколение имеет клиповое мышление. Об этом говорила доцент кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова Галина Новикова. Человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий. Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы не рассказывают саму суть проблемы, а лишь очерчивают контуры. Среди плюсов такого мышления – мозг человека не перегружен информацией, с другой стороны – человек не может концентрироваться на информации, снижается способность к анализу, падает успеваемость, люди становятся податливыми к манипуляциям и влиянию.

В рамках форсайт-форума прошла экспертная площадка “Вектора успеха”, на которой педагоги и управленцы поделились своим опытом.

Для развития и успеха ребенка и педагоги, и родители, и общество в целом должны строить мосты. Не случайно именно так «Мосты успеха» называется флагманский проект «Школы прогрессивного мышления», который реализуется холдингом в школах Владимирской, Ивановской, Московской, Оренбургской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Ярославской областей, Республике Калмыкия, Ставропольском, Красноярском и Приморском краях, Ямало-Ненецком автономном округе.

“Мост” – это организация деятельности детей, которая помогает повысить уровень их ресурса по тому или иному направлению. Например, для наших коллег из средней школы № 4, которая представляла наш район, мостом стало развитие у детей эмпатии и рефлексии.

Форум завершился, но все только начинается. Впереди инновационная деятельность и разработка проектов в «Школе прогрессивного мышления», реализация флагманских управленческих моделей в образовании Родниковского муниципального района.

Коллеги из Москвы готовы всегда прийти на помощь и проконсультировать.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*